ОмскАвтоСклад

К 120-летию Нижегородского трамвая

библиотека им. А.А. Блока предлагает Вашему вниманию

краеведческую викторину.

 

Викторина «Наш друг – трамвай»

 

1.  Что означает слово трамвай, каково его происхождение?

2.  Какой вид городского транспорта заслуженно считается прародителем электрического трамвая?

3.  Кто и где изобрел трамвай?

4. Где в России впервые был пущен трамвай?

5.  Какому событию всероссийского масштаба обязан нижегородский трамвай своим появлением?

6. В чем особенность трамвайного сообщения в Нижнем?

7. Сколько километров составляла протяженность трамвайных путей в Нижнем Новгороде в 20-х гг. XXстолетия?

8. В каком году была проведена линия трамвайного маршрута № 3?

9.Каково расстояние (длина) маршрута трамвая № 3?

10. Сколько остановок включает в себя трамвайный маршрут № 3? Перечислите их.

11. Одна из остановок трамвайной линии №3 (а сейчас и трамвая № 21) в Ленинском районе называется «Бульвар Заречный». Как называлась эта остановка раньше (в середины 40-х гг. до 90-х гг. XXвека)? Какое название было у этой остановки с начала существования до середины 40-х гг. прошлого, XX, века?

12. Сколько депо обслуживают нижегородский трамвай?

13. Каков среднесуточный объем перевозок?

 

 

Ответы на вопросы викторины «Наш друг – трамвай»

1. "Трамвай"- слово английское и означает любой рельсовый транспорт, независимо от вида тяги. "Трамвай", как об этом сказано в Большой Советской энциклопедии, английское существительное, происходит от "трам"- вагон, тележка и "вай" - дорога, путь. Другие утверждают, что это название связано со скандинавскими словами, перешедшими в английский язык: "трам"- столб, брус и "вай"- дорога. Тогда оно значит "остолбленная дорога. Это тоже логично. Ведь в основании трамвайных линий, ставились деревянные столбы и укладывались поперечные брусья, шпалы.

 

2. Прародителем трамвая была"конка".

В 1852 г французский инженер Луба выступил с предложением устраивать рельсовые пути по улицам больших городов, для перевозки вагонов лошадьми. Первая конная железная дорога - /конка/ - была построена им в Нью-Йорке, а в 1854 г им же построена конка в Париже. В 1860 г этому примеру последовала Англия /г Биркенгед/, а вслед за этим последовало открытие конки в Брюсселе и Копенгагене. Вскоре этот особый вид железных дорог, преимущественно для перевозки пассажиров в больших городах, распространился в Австрии, Италии, России, Швеции.

В Москве конка появилась в 1880г.

Первым трамваем вообще и непосредственным предшественником электрического трамвая в частности была конка: городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными - чаще всего одной или двумя лошадьми (реже использовались мулы и зебры). Первые в мире городские конки появились в США: в Балтиморе в 1828 году, в Нью-Йорке в 1832 году и в Новом Орлеане в 1835 году.

 

3. Фёдор Аполлоно́вич Пиро́цкий(17 февраля(1 марта) 1845- 28 февраля (12 марта) 1898) - украинский и российский инженер и изобретатель. Согласно некоторым источникам  он впервые во всём мире изобрелтрамвайна электрической тяге, другие же источники утверждают, что его изобретение было первым только в Российской империи,в то время, как первый электрический трамвай был разработанв 1879 году Сименсоми работал вБерлине.

 

4. Первый в России городской пассажирский электрический трамвай с постоянным режимом работы был пущен в Нижнем Новгороде 8 (20) мая 1896 г.

Трамвайные маршруты, открытые ранее нижегородского, либо носили сезонный характер (ледовый трамвай в Петербурге, 1895), либо функционировали в городах, которые находились или находятся на территории других государств: 1892 – Киев (Украина)1894 – Львов (Лемберг, Австрия); 1895 - Калининград (Кенигсберг, Пруссия).

 

5. Начало трамвайного движения в Нижнем Новгороде было приурочено к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года и необычно тем, что в первом году было открыто четыре разных трамвайных системы трёх разных владельцев, причём на линиях разных владельцев применялась разная ширина колеи.

 

6. Наш город – первый в России, где трамвай поднялся на высоту около 100 м – в 1924 году по Зеленскому съезду (маршрут № 1).

В 1933 году было открыто регулярное движение по Похвалинскому съезду (до 2005 г.), на отдельных участках которого уклон достигает 90 промилле (9 см на 1 м пути). Это до недавнего времени был максимальный уклон для трамвайного движения среди городов России. Более крутой участок пути (уклон до 120 промилле) имеется лишь в городе Усть-Катав Челябинской области, но том линия является служебной – без пассажирского сообщения.

 

7. В начале 20-х гг. единственным видом механического транспорта в нашем городе был трамвай, протяженность путей которого равнялась всего 15-18 километрам.

 

8. Линия трамвайного маршрута № 3 была проведена в 1925-1927 гг.

В 1926 году были проложены линии из Канавина через Ленгородок (район нынешнего ДК им. Ленина) в Молитовку и из Канавина до завода «Красная Этна».

Летом 1933 годабыла продлена линия от Молитовки к новым заводам «Двигатель революции» и Станкостроительному.

 

9.  Длина (расстояние) маршрута  № 3 в прямом направлении составляет 7.06 км. Остановок: 16.

Длина (расстояние) маршрута в обратном направлении: 6.92 км. Остановок: 16.

Время в пути:≈ 40 мин.

 

10. Трамвайный маршрут № 3 включает в себя 16 остановок.

1. Московский вокзал (ул. Прокофьева)

2. Центральный рынок (ул. Чкалова)

3. Парк 1 Мая

4. Детская железная дорога

5. Управление ГЖД

6. Метро Ленинская

7. Комсомольская пл.

8. Комсомольское шоссе (трамвай)

9. Центр развития творчества

10. Школа №185

11. Заречный бульвар

12. Гончарова

13. Космонавта Комарова

14. Глеба Успенского

15. Адмирала Нахимова

16. Парк Дубки

 

11. Остановка трамвайной линии №3 (а сейчас и трамвая № 21) «Бульвар Заречный» с середины 40-х гг. до 90-х гг. XXвека носила имя Софьи Перовской - русской революционерки, народницы.С начала существования до середины 40-х гг. прошлого, XX, века в память о местном промысле эта остановка называлась Кирпичики.

 

12. В течение уже длительного времени, с 60-х годов XX века, нижегородский трамвай обслуживают три депо. Официально депо обозначаются номерами, но имеют и неофициальные названия.

·  № 1 (Нагорное), расположено в Советском районе, микрорайон Нагорный. Открыто в 1968 году. Обслуживает маршруты № 2, 5, 11, 18, 19, 27.

·  № 2 (Гордеевское или Сормовское), расположено в Московском районе, в Гордеевке. Открыто в 1932 году. Обслуживает маршруты № 1, 3, 6, 7, 21, 417 (с 1 июня 2015)

·  № 3 (Автозаводское), расположено в 52-м квартале Автозаводского района. Открыто в 1965 году. Обслуживает маршруты № 1,8, 22, 417.

 

13. Среднесуточный объём перевозок - около 200 тыс.пассажиров.

 

 

Викторина «Знаю о трамвае»

 

1. Сколько лет существует трамвай в Нижнем Новгороде?

(100, 50, 120)

 

2. Сколько трамвайных маршрутов проходит через Ленинский район?

(2, 3, 5)

 

3. На каком топливе работают трамваи?

(бензин, дизель, электроток)

 

4. Как называется водитель трамвая?

(шофер, машинист, вагоновожатый)

 

5. Как называется человек, продающий билеты в трамвае?

(кассир, контролер, кондуктор)

 

6. Как называется дом для трамвая?

(гараж, депо, ангар)

 

7. Как называют рельсы, по которым ходит трамвай?

(трамвайная дорога, трамвайные пути, трамвайное шоссе)

 

8. Как называется дуга, проводящая ток от контактной сети к двигателю трамвая?

(электрограф, пантограф, амперметр)

МКУК ЦБС Ленинского района г.Нижнего Новгорода